Турбинное масло

ТП-22, ТП-22С

ТП-30, ТП-46

Характеристики турбинных масел

Турбины и турбинные установки применяются в промышленности и производстве уже давно. Первые представители этого оборудования были паровыми и использовались на предприятиях еще в начале 20-го века. Главная функция таких установок – трансформация энергии водяного пара, получаемого при нагреве воды в котле, в механическую работу. Для достижения этой цели используется двигатель, оборудованный вращающимся валом. Энергия вращения вала при работе передается на приводную машину посредством коробки передач, принцип действия которой схож с автомобильной КПП.

В процессе работы паровых и водяных турбин подшипники подвергаются серьезной нагрузке. В зависимости от типа турбины количество оборотов, которые делает вал в минуту, варьируется от 3000 до 5000-6000. Быстрое вращение подвижных элементов турбины приводит к выделению огромного количества тепла. Если не обеспечить его своевременный отвод, компоненты турбины деформируются и выйдут из строя. Избежать этого помогают турбинные смазочные материалы.

Смазочные материалы для турбин, или попросту турбинное масло, обладают способностью нагреваться до температуры 60-65 градусов по Цельсию, таким образом забирая с деталей излишки нагрева.

Турбины оснащают отдельной смазочной системой, емкость которой составляет от 500 кг до 10 тонн на промышленных турбинных установках. Даже на установках средней мощности через подшипник может проходить до 40 л масла в минуту, на крупных эта цифра еще выше. Кроме того, смазочные жидкости для турбин также выступают в качестве наполнителя в гидравлических системах управления.

Классификация турбинных масел

Существует официальная классификация, которая разделяет масла на типы по показателю вязкости. Типов всего пять:

  • 22п (турбинное с присадкой ВТИ-1);
  • 22 (турбинное Л);
  • 30 (турбинное УТ);
  • 46 (турбинное Т);
  • 57(турборедукторное).

Принцип действия смазочной системы – циркуляционный. Для обеспечения ее работы используются специальные насосы, которые осуществляют забор смазочной жидкости из бака. Масло поступает в охлаждающую емкость, где его температура снижается до уровня 35-37 ̊ C, после чего оно подается к подшипникам, откуда после нагрева до предельно допустимой температуры отправляется обратно в заборный бак.

Среди факторов, определяющих максимальный срок службы турбинных масел, наиболее критичным является большое количество циклов нагрева-охлаждения. Помимо этого, смазочная жидкость в процессе работы турбины смешивается с водяным конденсатом и водой. Это может происходить из-за того, что влага попадает в подшипник по валу двигателя, либо вследствие негерметичной охладительной системы. Именно поэтому в состав смазки для турбин обязательно должны входить деэмульгирующие компоненты, обеспечивающие отстаивание масла от воды в заборном баке и предотвращающие выпадение осадка. Присутствие воды в смазке негативно влияет на металлические части турбины, изготовленные из стали и железа. Чем интенсивнее происходит циркуляция масла в системе, тем быстрее оно становится непригодным для дальнейшего использования. В малых турбинах прокачка масла может достигать показателя 30 раз в час.

ТУРБИННОЕ МАСЛО ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Газпром, Лукойл